%19 %819 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ТЕМА ДНЯ

Оружие для сепаратистов Все статьи Версия для печати На главную
17.02.2009 13:49

Пока Ющенко обнимал вернувшихся моряков «Фаины», а генерал армии Маломуж рассказывал, что они освобождены исключительно благодаря, совершенно невидимой, но крайне напряженной работе доблестных украинских разведчиков, один из оппозиционных политиков сделал, весьма резонансное, заявление. По сути, он озвучил то, о чем уже давно стали догадываться в силу ряда странных обстоятельств, связанных с продажей оружия в Африку.

Смысл сказанного сводился к тому, что оружие направлялось не в Кению, а в Южный Судан. Кенийские власти только оформили фальшивый сертификат конечного пользователя и обеспечивали дальнейшую транспортировку груза.

Власть встретила заявление гробовым молчанием, явно опасаясь, что оппозиционный депутат обнародует и, возможно имеющиеся у него, документы. В данной ситуации это для нее единственно правильная линия поведения – в конце концов, можно допустить, что в условиях, когда один громкий скандал накрывает другой, темная история с оружием просто забудется.

Информация подтвердила распространенное среди африканистов и специалистов по торговле оружием мнение, что украинское вооружение предназначалось явно не Кении.

Кения имеет совсем небольшие Вооруженные Силы в 24 тысячи человек, которые предназначены в основном для функций поддержания порядка внутри страны. Если пользоваться украинскими аналогами, то это не столько Вооруженные Силы, сколько Внутренние войска. Роль армии Кении больше полицейская, чем военная и их подготовка проходит соответствующим образом.

Одновременно та небольшая часть ВС Кении, которая не предназначена для внутренних функций, в полной мере, даже с явным избытком, укомплектована новыми видами вооружения западного производства (в основном, американского).

После получения независимости от Великобритании в 1963 году, Кения постепенно перешла под влияние США и в период "холодной войны" всегда входила в прозападный лагерь. Кроме портовых преимуществ, Кения представляла собой хороший плацдарм для контроля нефтяных районов Судана с юго-восточного направления. В 70-80-е годы США интенсивно вооружали Кению с целью осуществления рейдов на территорию Судана.

По линии финансовой программы помощи союзникам в закупке американских вооружений Foreign Military Financing (FMF) Пентагон поставлял бронетехнику, боевые и транспортные самолеты и вертолеты, патрульные катера, а также всевозможное стрелковое оружие и боеприпасы к нему. Помимо этого оказывалась помощь в подготовке военных специалистов.

Несмотря на сокращение военной помощи после окончания "холодной войны", Кения смогла продолжить масштабные по меркам стран Центральной Африки закупки американского вооружения в рамках программы FMF . При этом, в отличие от соседей, она делала ставку на новые западные образцы, а не на излишки военной техники советского производства из бывших стран Варшавского договора.

Оппозиционные силы Кении давно уже указывали, что американская оружейная «благотворительность» наносит огромный ущерб национальному бюджету страны. Несмотря на то, что оружие продается по кредитным соглашением, его стоимость в несколько раз выше стоимости аналогичного по качеству оружия российских, китайских и других производителей, к тому же закупается оно в объемах значительно превышающих потребности ВС Кении. В результате, Кения несет совершенно ненужные ей расходы на военные цели, что серьезно сказывается на финансово-экономической ситуации в стране. Однако, сменяющие друг друга правительства, в одинаковой степени контролировались Вашингтоном и, программа закупки американских вооружений оставалась «священной коровой». В полной мере это относится и к правительству коалиции национального единства во главе с Раилой Одингой, пришедшему к власти в прошлом году. Одинга подтвердил, что FMF будет действовать без изменений.

Для нас наиболее интересно то, что один из ключевых пунктов FMF запрещает покупку Кенией вооружения у других стран без специального разрешения США. Этот пункт неизменно строго выполняется, каждый раз Найроби обращался к США за необходимым разрешением, как, например, при покупке у Иордании 15 поддержанных истребителей F-5 и испанских разведывательно-дозорных машин.
.
Причем особо следует отметить, что информация о подобных обращениях является совершенно открытой, а их результаты публикуются в официальных изданиях. Никакой информации о запросе Найроби относительно закупки украинского оружия не было, что, уже одно, дает абсолютную уверенность, что Кения и не собиралась ничего покупать у Украины, а сертификат конечного пользователя действительно фальшивый. Возникает закономерный вопрос – почему молчат американцы? Иного ответа, чем то, что они заинтересованы в доставке оружия настоящему покупателю, быть не может. Да и кенийцы никогда бы не пошли на столь опасную авантюру самостоятельно, если бы не получили разрешение или, скорей, прямое указание США. Вспомним и то, как американский корабль блокировал подходы к «Фаине» после известия о начале похода российского «Неустрашимого». Создалось впечатление, что более всего американцев обеспокоила возможность штурма российскими морпехами «Фаины» и, соответственно, попадания, захваченных документов на оружие в руки российских спецслужб. Кроме того, неожиданная смерть здоровяка-капитана волей-неволей заставляет задуматься – он был единственным человеком в составе экипажа, который мог знать, хотя бы частицу правды о подлинном грузополучателе. Можно предположить, кто это мог сделать…Вполне понятно, что на судне с таким грузом и при таких обстоятельствах, обязательно должен был находиться работающий под прикрытием кадровый сотрудник одной из украинских спецслужб или человек, давший подписку о негласном сотрудничестве.

Если даже не учитывать существования FMF, то само содержание груза указывает на его абсолютную ненужность Кении. На «Фаине» были 33 танка Т-72, гранатометы, зенитные установки и боеприпасы. Танков и зенитных комплексов американского производства, у ВС Кении более, чем достаточно и вести она крупномасштабные боевые действия (резко пополняя для этого арсеналы), явно ни с кем не собирается. Тем более, полной глупостью было бы, имея запчасти и боеприпасы на многие годы вперед на одни виды вооружений, переходить на другие.

Со всеми своими соседями – Эфиопией, Танзанией, Угандой и Суданом у Найроби нет никаких территориальных или иных споров, ни малейшей угрозы с их стороны никогда не было и нет. А для подавления внутренних беспорядков модернизированные Т-72, гранатометы и зенитные комплексы явно не нужны.

Зато у приграничного Судана хватает как внутренних, так и внешних проблем.

США делают все возможное для поддержания напряженности на границах Судана, особо упорно направляя в этом отношении действия Египта. Конфликт относительно т.н. «треугольника Халаиба» имеет давний характер и носит как для Египта, так и Судана принципиальный характер. В 1993—1994 годах в этом районе произошли вооруженные столкновения на границе, а в 1995 году Египет направил в регион войска и взял под свой контроль все спорные земли, за исключением города Халаиба. В 2000 году Судан был вынужден вывести войска из Халаиба и земли оказались полностью под египетским контролем. В августе 2002 года президент Судана Омар аль-Башир сообщил прессе, что направил в СБ ООН обращение о пересмотре принадлежности земель, поскольку «треугольник Халаиба» является суданской территорией. На границах «треугольника Халаиба» постоянно происходят пограничные конфликты, потенциально могущие развернуться в полномасштабную египетско-суданскую войну.

Пограничный конфликт с Эритреей не носит настолько масштабного характера и касается незначительных участков границы, однако напряжение в двусторонних отношениях постоянно нарастает, а взаимная концентрация войск на границе увеличивается. Хартум уже обвинил Асмэру не только в поддержке южносуданских сепаратистов, но и помощи оппозиции в подготовке государственного переворота – было арестовано 15 человек, обвиненных в получении денег для подготовки мятежа от эритрейских спецслужб.

Однако, самым серьезным для Хартума являются внутренние конфликты, где ему противостоят хорошо организованные силы повстанцев – в Южном Судане и провинции Дарфур. Попытки насильственной исламизации и массовые репрессии властей, заставили население богатого нефтью христианского Юга, в конце концов, провозгласить целью создание независимого государства. В результате репрессий властей, более 4 миллионов южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны — Эфиопию, Кению, Уганду, Египет. Оставшаяся часть населения создала Народную армию освобождения Судана (НАОС), одержавшую ряд побед и сейчас контролирующую большую часть территории Юга.

НАОС, не особо скрываясь, поддерживает Вашингтон, в том числе активно пробивающий признание действий Судана геноцидом. Однако, возможностей оказать не только политическую, но и военную поддержку у США немного.

Возможности снять эмбарго СБ ООН (наложенное 29 марта 2005 года Резолюцией № 1591 вследствие вооруженного конфликта в провинции Дарфур) на поставку вооружений всем сторонам суданского конфликта, при предсказуемом вето Москвы и Пекина, у США нет. Поэтому, единственный способ снабдить Южный Судан вооружением – его нелегальная поставка через Кению (границу с которой контролируют повстанцы), которая возьмет на себя нелегальную закупку. Насколько известно, до Украины Кения пыталась закупить новейшие вооружения для Южного Судана в ряде европейских стран, но так как цель закупок была довольно прозрачна, то получила отказ.

Зато есть Ющенко – вечный американский «мальчик по вызову» и продажа под контролем Маломужа и руководимого Секретариатом президента «Укрспецэкспорта» прошла без проблем. Правда, президентские спецы оказались настолько бездарны, что не сумели обеспечить даже безопасной перевозки. Теперь, когда скандал, стал известен всей планете, кенийцам придется думать – куда деть «попалившиеся» танки. Это ведь не гранатометы – теперь их в Южный Судан незаметно не отправишь.

Андрей Серебряков

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт